Усиление предмета ("Естествознание")

Возраст: от 11 до 13 лет
Программа только для обучающихся МАОУ СШ № 160.
В курсе большое внимание уделяется вопросам истории естествознания, истории взаимоотношений человека и природы (от приспособления к природе и учета природных условий к разумному управлению природными процессами и сотрудничеству с природой). Поскольку исторический контекст присутствует практически в каждом пункте, он специально не отмечается в программе.
Необходимо также отметить, что значительное место в курсе «Естествознание» отведено не только информационным технологиям, но собственно технологической составляющей практической деятельности учащихся в частности изготовлению простейших орудий, приспособлений, физических приборов.
Преподаватель: Купцова Анна Валерьевна
Содержание программы
Курс «Естествознание», в соответствии с учебным планом образовательной организации, изучается на ступени основного общего образования в 5-м классе в объёме 1 ч в неделю, 34 часа в год.
Предмет «Естествознание» рассматривается, как необходимый для реализации непрерывного естественнонаучного школьного образования. Метапредметный результат изучения «Естествознания» в 5 классе составляет опыт освоения естественнонаучных знаний в контексте их возникновения и развития в человеческой деятельности и применения их в качестве регулирующих собственную учебную, познавательную и продуктивную деятельность, как неотъемлемая часть общего результата освоения естественнонаучных дисциплин.
Можно выделить главные его составляющие, а именно:
· осознание объективной значимости естественных наук как компонентов общей культуры, мышления и практической деятельности человека;
· понимание современных достижений науки, техники и технологии, как результата многовекового труда людей;
· принятие учеником позиции «активного деятеля», «преобразователя природы» собственными руками;
· преодоление бытовых представлений о сущности явлений природы, роли научных знаний и моделей в мышлении человека;
· умение интерпретировать действия с природным материалом и наблюдаемые природные явления в моделях, чертежах и схемах, как средствах теоретического мышления;
· овладение приемами работы с различными формами представления естественнонаучного знания;
· приобретаемый опыт естественнонаучного исследования с использованием лабораторного оборудования и приборов;
· сформированный запрос на естественнонаучные знания, наличие содержательной основы для развития интереса к изучению естественнонаучных предметов.
Общепредметный результат изучения «Природоведения» в 5 классе можно представить, как возможность качественного освоения естественнонаучных дисциплин в основной и старшей школе;
коммуникативный результат представляет собой возможность продуктивно взаимодействовать в учебном сообществе во всех формах учебно-исследовательской деятельности при изучении естественных наук;
принципиальный личностный результат – формирование устойчивых мотивов продолжения этой деятельности и освоения естественнонаучных знаний.
Общими средствами освоения содержания предмета «Природоведение» являются:
• анализ и содержательная интерпретация текстов;
• средства и процедуры учебного воспроизведения технологической практики и естественнонаучного эксперимента и их содержательная интерпретация;
• система начальных понятий, позволяющих интерпретировать результаты учебного исследования в соответствующих знаково-символических модельных системах.
Цели программы
Поддержание интереса к обучению, к процессу познания мира, окружающей природы, законов физики, активизации познавательной деятельности обучающихся.
Результат программы
Показателями освоения средств изучения естественнонаучных предметов по окончании 5 класса выступают возможность и уровень применения модельно-теоретических средств и приемов рассуждения, специфических для получения, изложения и обоснования естественнонаучного знания, для решения общепредметных и конкретно-предметных задач.
Уроки организуются с обязательным использованием воспитательной составляющей с опорой на модуль «Школьный урок». Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
При рассмотрении фундаментальных физических теорий у учащихся, главным образом, формируются представления о том, как добываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и ее значимости для человека.
Материально-техническая база
меблированный учебный кабинет, лаборантская по физике