МАОУ СШ №160 «ФЛАГМАН»
г. Красноярск
  • "Путь в профессию"

    Возраст: от 14 до 17 лет

    Программа только для обучающихся МАОУ СШ № 160.

    Программа дополнительного образования «Путь в профессию» представляет социально-педагогический профиль и направлена на формирование элементов психологической культуры обучающихся основной школы как основы для осуществления осознанного профессионального самоопределения выпускников.

    Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом.


    Преподаватель: Шляхтина Светлана Григорьевна

    Содержание программы

    Организация обучения построена на поурочной системе преподавания, что является наиболее приемлемой формой в условиях школы. Уроки проводятся  3 раза в неделю по 1 часу, 102 часа в год.

    I       блок - «Введение в предмет». Основной задачей на этом этапе является адаптация к новым условиям обучения и создание команды. Теоретический блок содержит сведения о профессиональном выборе, соотношения «Хочу, Могу, Надо». Практический блок знакомит с особенностями самопознания, самовоспитания, саморегуляции, отрабатываются коммуникативные умения, поведение в ситуациях выбора.

    II       блок - «Образ Я» . Теоретический блок содержит сведения о личностных структурах (темперамент, характер, эмоционально-волевая сфера и т.д.). Основы взаимодействия с элементами тренинга. Феномен парного взаимодействия, формы группового общения, обратная связь, проблема оценки, условия установления контакта между людьми и различные формы контакта, партнерская дискуссия, аргументация своей позиции, разрешение конфликтов, социально-психологическое взаимодействие в семье, стратегия родительского воспитания.

    III       блок - « Мир профессий». В данном случае предлагается теоретическое информирование (мир профессий, общее знакомство с такими познавательными процессами как ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также вводятся понятия о координации движений, способностях, характере, темпераменте), на более глубоком уровне, знакомство с требованиями, предъявляемыми к человеку, и определение путей самовоспитания в соответствии с личностными интересами, склонностями; знакомство с основами трудового законодательства. Практический блок предполагает развитие навыков самоанализа и анализа личностных свойств одноклассников; самооценки. Формируются рекомендации по развитию и профессиональному самовоспитанию.

    IV      блок - «Психологическая подготовка к экзаменам» . Психологическая подготовка к экзаменам. Поведение в стрессовых ситуациях. Тренинг уверенности.

    Введение в предмет (6 часов)

    Проблема выбора профессии (4 час)

    Основные теоретические сведения

    Стратегии выбора профессий. Влияние склонностей и способностей на выбор профессиональной деятельности.

    Используемые методики

    «Хочу, могу, надо».  ДДО

    Варианты работы

    Работа в парах и индивидуально

    Секреты выбора профессии (4 час)

    Основные теоретические сведения

    С чего начать. Анализ возможностей. Определение мотивов выбора профессий.

    Используемые методики

    «Профиль», приведение примеров успешной и неуспешной профессиональной деятельности для обсуждения.

    Варианты работы

    Работа в группах и индивидуально.

    Образ-Я (15 часов)

    Представление о себе (2 час)

    Основные теоретические сведения

    Способность оценивать себя. Самопрезентация. Самооценка.

    Используемые методики

    «Какой Я», «Список претензий», «Интроверт-экстраверт».

    Варианты работы

    Работа индивидуально.

    Склонности и интересы в профессиональном выборе (12 час)

    Основные теоретические сведения

    Выбор профессии в соответствии с возможностями личности.

    Используемые методики

    «Взаимоотношение типов людей в профессионально среде»

    Варианты работы

    Работа индивидуально.

    Коммуникативные навыки и их значение (6 час)

    Основные теоретические сведения

    Общение, вербальное и невербальное общение, коммуникация.

    Используемые методики

    Игра «Пойми меня»

    Варианты работа

    Работа в группах и индивидуально.

    Я – личность (1 час)

    Основные теоретические сведения

    Личностные теории, характеристики возраста.

    Используемые методики

    Определение личностных особенностей (Тест Айзенка).

    Варианты работа

    Работа индивидуально.

    Особенности темперамента (1 час)

    Основные теоретические сведения

    Темперамент-определяет и обеспечивает скорость/ силу и уравновешенность наших реакций.

    Используемые методики

    Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка) Варианты работы

    Индивидуальная работа.

    Особенности мышления (1 час)

    Основные теоретические сведения

    Что такое продуктивность мышления, оригинальность? Понятия:

    любознательность, мужество.

    Используемые методики

    «Определение типа мышления».

    Варианты работы

    Работа в парах и малых группах.

    Интеллектуальные способности (3 час)

    Основные теоретические сведения

    Какой возраст является наиболее благоприятным для формирования и развития

    ясности, гибкости, оригинальности остроты мышления?

    Используемые методики

    Тест умственного развития. IQ

    Варианты работы

    Групповая и самостоятельная работа.

    Память и внимание (3 час)

    Основные теоретические сведения

    Понятия память и внимание.

    Используемые методики

    «Двойной счет», «Муха».

    Варианты работы

    Групповая и самостоятельная работа.

    Способность быть внимательным (2 час)

    Основные теоретические сведения

    Произвольность и непроизвольность внимания.

    Используемые методики

    «Двойной счет», «Муха», «Что не так?»

    Варианты работы

    Групповая и самостоятельная работа.

    Эмоционально - волевые качества личности (1 час)

    Основные теоретические сведения

    Способы выражения чувств и эмоций. Умение пользоваться эмоциями.

    Используемые методики

    Игра «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», тест эмоций.

    Варианты работы

    Работа в малых группах, индивидуально.

    Мои ценности, цели, развитие целеполагания (1 час)

    Основные теоретические сведения

    Мотивы и потребности. Определение мотивации. Иерархия потребностей. Целеполагание. Планирование. Ценностные ориентации.

    Используемые методики

    Задание «Я через год, три, пять и десять лет», пирамида А. Маслоу.

    Варианты работы

    Работа в малых группах, индивидуально.

    Контрольная работа (1ч)

    Используемые методики

    Тест

    Варианты работы

    Самостоятельная работа.

    Мои сильные стороны, ресурсы личности (1ч)

    Основные теоретические сведения

    Личностный ресурс

    Используемые методики

    Составление таблицы, мозговой штурм

    Варианты работы

    Работа в малых группах, индивидуально.

    Цели программы

    Цель: формирование элементов психологической культуры обучающихся основной школы как основы для осуществления более осознанного профессионального самоопределения выпускников

    Задачи:

    ·         способствовать в планировании будущей профессиональной деятельности;

    ·         сформировать психологическую готовность подростка к профессиональной карьере;

    ·         подготовить обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;

    ·         сформировать у обучающихся качества активно действующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях;

    ·         сформировать  умения  использовать средства и пути повышения профессионализма и мотивации;

    ·         формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;

    ·         ознакомить со спецификой трудовых отношений в Российской федерации;

    ·         развить качества личности.

    Результат программы

    Материал выстроен с учетом возрастных особенностей обучающихся, предполагает индивидуальный подход к каждому, как непосредственно на занятиях, так и на консультациях вне занятий. Информация и формы работы усложняются к концу курса, каждый блок является логическим продолжением предыдущего и более сложные понятия рассматриваются на базе уже полученных навыков, умений, знаний.

    Представленная программа предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательной школы. В курсе предусматривается изучение и коррекция самосознания подростков использованием различных психологических техник и приемов самопознания.

    Рабочая программа предполагает преемственность и развитие у школьников знаний и трудовых умений, заложенных в начальной школе, преемственность целей и задач, решаемых образовательным процессом школы.                                                                       

    В результате изучения программы «Путь в профессию» обучающиеся должны

    Знать / понимать:

    •       основные психологические понятия;

    •       назначения психологических тестов и тренингов;

    •       назначение применяемых тестов и тренингов, правила поведения и работы в группе;

    •       влияние различных техник психологической разгрузки и релаксации на здоровье человека;

    •        профессии и специальности, связанные с обработкой, информации,

    Уметь:

    •       ориентироваться в мире профессий;

    •       рационально организовать рабочее место;

    •       находить необходимую информацию о получении профессии из различных источников;

    •       сопоставлять себя с другими - взрослыми и сверстниками и находить критерии для такого сравнения;

    •       выработать собственные критерии оценивания себя;

    •       соблюдать правила поведения в группе сверстников и с окружающими взрослыми ;

    •       проводить разработку учебного проекта или с использованием освоенных технологий и доступных средств;

    •       планировать свою деятельность и ставить жизненные цели;

    •       видеть альтернативные пути достижения поставленных перед собою целей; распределять ответственность при коллективной деятельности;

    •       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Осуществление личностного роста обеспечивается через:

    •      Осознание своих способностей, интересов и склонностей, а главное, осознание возможностей реализации своих индивидуальных особенностей в выбранной профессии;

    •      для получения сведений о профессиональной деятельности из разнообразных источников информации;

    •      для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

    •      для планирования своего жизненного пути;

    •      для создания Я - концепции;

    •      для обеспечения эффективности и психологической комфортности в дальнейшей трудовой деятельности.

    Материально-техническая база

    меблированный  учебный кабинет , компьютер, принтер, интерактивная доска

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике