МАОУ СШ №160 «ФЛАГМАН»
г. Красноярск
  • Музей "ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА."

    Возраст: от 10 до 13 лет

    Преподаватель: Чижевская Ольга Сергеевна

    Описание

    Школьный музей – это один из эффективных социальных институтов

    искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться

    к разнообразным достижениям человечества. Здесь органично сосуществуют прошлое настоящее и будущее. Именно такая среда благоприятна для развития потенциала у молодого поколения.

    В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным направлением в образовании, накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания. 

    Программа дополнительного образования детей «Школьный музей» посвящена развитию творческого потенциала растущего гражданина – приемника в эстафете поколений – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный музей. 

    Содержание программы

     Срок реализации: 3 года. Реализация программы будет осуществляться в течение 2025-2028 гг. в три этапа:

    Направления деятельности:

    ·      Работа с аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

    ·      Развитие способности воспринимать информацию, понимать язык экспозиции.

    ·      Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, активности.

    ·      Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

    ·      Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

    Педагог дополнительного образования

    Телефон:

    +7 (391) 222-50-30

    Электронная почта:

    sch160@mailkrsk.ru

    Основные формы занятий:

    • лекции; 
    • экскурсии; 
    • консультации; 
    • литературные и исторические гостиные; 
    • киносеансы; 
    • встречи с интересными людьми; 
    • исторические игры, викторины; 
    • проектная и исследовательская деятельность; 
    • использование интернет – технологий; 
    • создание видеопрезентаций, общешкольной газеты «Наш Флагман»; 
    • посещение школьных музеев и районного краеведческого музея им. В. Сурикова; 
    • оформление выставок, обновление экспозиций; 
    • встречи с участниками и ветеранами боевых действий, с членами семей погибших Героев.

    Режим занятий:

    1 год -2 раза в неделю по 2 часа ( групповая) +2 часа (индивидуальная)

    2 год -2 раза в неделю по 2 часа ( групповая) +2 часа (индивидуальная)

    1 год обучения

    срок
    тема
    формы, методы
    кол-во часов
    всего
    теор.
    практ.
    ноябрь – январь.
    Вводное занятие. Развитие сетевого взаимодействия.
    Вступительное слово. Беседа. Словесные.
    2
    1
    1
     
    Работа с музейным фондом. Инвентаризация музейных предметов. 
    Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.
    8
    2
    6
    В течение года
    Работа с музейным фондом. Работа над картотекой музейных экспонатов.
    Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.
    8
    2
    6
    Поисковая, научно исследовательская работа.  Выпуск газеты.
    Практическая групповая и индивидуальная работа.
    42
    6
    36
    Ноябрь – март.
    Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных выставок. Организация и проведение экскурсий, выставок, мероприятий, встреч: «День Героев Отечества», «Кто они…Защитники?», «Обыкновенный нацизм»
    Практическая групповая и индивидуальная работа.

    Информационно-сообщающие.
    58
    18
    40
    Апрель – май.
    Просветительская. Проведение лекториев и встреч. Организация и проведение мероприятий по обучению, встреч с участниками и ветеранами боевых действий.
    Практическая групповая и индивидуальная работа.

    Информационно-сообщающие.
    26
    6
    20
    Итог:
    144
    35
    109
    Обеспечение программы.

    Нормативно-правовая база деятельности

    ·                 Конвенция ООН о правах ребенка;

    ·                 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

    ·                 Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях»;

    ·                 Закон РФ «Об образовании»;

    ·                 Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    ·                 Концепция патриотического воспитания  граждан РФ   (одобрена на заседании Правительственной  комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)- П  4 от 21 мая 2003 года);

    ·                 Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422);

    ·                 Примерное  положение о музее образовательного учреждения (школьном  музее)    (Приложение к письму Минобразования РФ от 12 марта 2003 года, № 28-51-181/16*);

    Методическое обеспечение для реализации программы:

    - необходимо наличие обработанного и систематизированного фактического и исторического материала краеведческого характера, статей, документов, копий, фотографий и экспонатов, рассказывающих об истории школы, поселка,

    -  заниматься пополнением музея экспонатами, фотографиями, работать с местным краеведческим материалом, с книгами краеведческого характера, заниматься самообразованием, обмениваться опытом с коллегами на семинарах, курсах, творческих встречах и конференциях,

    - приобщать воспитанников к систематическому использованию книжных фондов краеведческой тематики.

    Дидактическое обеспечение для проведения занятий:

    - нужно иметь материалы для обучения навыкам работы с документами,

    - разрабатывать карты, схемы, плакаты по тематике программы,

    - иметь пополняемый «банк» аудио и видеокассет с записями по вопросам, затрагиваемым в программе.

    Материально-техническое обеспечение для осуществления поставленных целей необходимо иметь:  

    - компьютер

    - фотоаппарат

    - магнитофон

    - диктофон

    - телевизор и DVD

    - папки, фотоальбомы, канцелярские принадлежности.

    3 год – 2-3 раза в неделю по 2 часа

    Индивидуальная работа 1 раз в неделю по 1 часу для 2 и 3 года обучения.

    Цели программы

    ЦЕЛИ: 

    1. Обучить основам музейной работы.

    2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

    3. Воспитывать любовь и уважение к малой Родины и Отечеству.

    ЗАДАЧИ: 

    1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. 

    2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для пополнения музейного фонда.

    3.  Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

    4. Формирование навыков работы с архивными документами.

    5. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов и эссе на предложенную тему.

    6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий, умения правильного оформления собранного материала. 

    7. Укрепление школьных традиций.

    Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что ее реализация будет осуществляться с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик: 

    - технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

    - технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка); 

    - технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
    Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами. 

    Это обеспечивается системой учебных занятий. 

    Результат программы

    Ожидаемые результаты:

    1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Специальной военной операции, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

    2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к Отчизне, гордости за её славное  мощь, уважение и преклонение перед людьми, защищающими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании происходящего.

    3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

    Способы проверки результатов освоения программы:

    Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть: 

    - учебная экскурсия в музее;

    - урок-экскурсия в музее;

    - использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

    - демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

    - подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;

    - написание и защита исследовательской работы;

    - проведение учебно-практических конференций;

    - оформление альбома-отчёта;

    - самостоятельное оформление стендов;

    - оформление проекта выпуска школьной газеты «Наш Флагман»;

    - участие учащихся в районных, окружных, Всероссийских конкурсах с творческими и исследовательскими   работами.

    Особые условия проведения

    Материально-техническое обеспечение для осуществления поставленных целей необходимо иметь:  

    - компьютер

    - фотоаппарат

    - магнитофон

    - диктофон

    - телевизор и DVD

    Материально-техническая база

    отдельный кабинет, экспонат

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике