МАОУ СШ №160 «ФЛАГМАН»
г. Красноярск
  • Музей "ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА"

    Школьный музей – это один из эффективных социальных институтов искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться к разнообразным достижениям человечества. Здесь органично сосуществуют прошлое настоящее и будущее. Именно такая среда благоприятна для развития потенциала у молодого поколения.

    В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным направлением в образовании, накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания.

    Программа дополнительного образования детей «Школьный музей» посвящена развитию творческого потенциала растущего гражданина – приемника в эстафете поколений – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный музей. 

    Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирование их жизненной активности духовно-нравственным ценностям.  Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Основным принципом реализации программы является: принцип межпредметных связей.

    Программа написана на основании новых интенсивных педагогических технологий, используемых сегодня в воспитательном процессе, и имеет социальный заказ со стороны школы и родителей, что подтверждается опросом детей, учителей, родителей.

    Направленность программы по содержанию является гражданско-патриотической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной подготовки.

    Актуальность программы обусловлена тем, что в обучении школьников основам музейного дела используется интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

    Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание школьной газеты и информационного киоска на страничке сайта школы. 

    Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков, классных часов, занятий кружка, проектных работ. Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

    Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

    Общение. Встречи с целью знакомства и общения с лидерами общественного мнения, участниками и ветеранами боевых действий.

    Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, лекции, семинары, чаепития для ветеранов и гостей школы.

    Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность: 

    - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

    - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

    - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

    - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

    - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

    - организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

    ЦЕЛИ: 

    1. Обучить основам музейной работы.

    2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

    3. Воспитывать любовь и уважение к малой Родины и Отечеству.

    ЗАДАЧИ

    1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. 

    2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для пополнения музейного фонда.

    3.  Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

    4. Формирование навыков работы с архивными документами.

    5. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов и эссе на предложенную тему.

    6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий, умения правильного оформления собранного материала. 

    7. Укрепление школьных традиций.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике